Delphi для начинающих



 

Удаление элемента из списка

Для того чтобы удалить узел, необходимо скорректировать значение указателя узла, который находится перед удаляемым узлом (рис. 8.12).

Рис. 8.12. Удаление элемента из списка

Поскольку узел является динамической переменной, то после исключения узла из списка занимаемая им память должна быть освобождена. Освобождение динамической памяти, или, как иногда говорят, "уничтожение переменной", выполняется вызовом процедуры dispose. У процедуры dispose один параметр — указатель на динамическую переменную. Память, занимаемая этой динамической переменной, должна быть освобождена. Например, в программе

var

р: ^integer;

begin

new(p);

{ инструкции программы } dispose(p);

end

создается динамическая переменная р, а затем она уничтожается. Освободившуюся память смогут использовать другие переменные. Если этого не сделать, то, возможно, из-за недостатка свободной памяти в какой-то момент времени программа не сможет создать очередную динамическую переменную.

Следующая программа позволяет добавлять и удалять узлы упорядоченного списка. Диалоговое окно программы приведено на рис. 8.13.

Процедуры добавления узла в список и вывода списка, а также объявление типа узла списка ничем не отличаются от соответствующих процедур рассмотренной ранее программы Упорядоченный динамический список 2, поэтому они здесь не приводятся.

Удаление узла из списка выполняет процедура TForm1.Button3Click, которая запускается нажатием кнопки Удалить (Buttons). Текст процедуры приведен в листинге 8.6.

Рис. 8.13. Окно программы Динамический список

Листинг 8.6. Удаление узла из списка

unit dlist2_;

interface

uses
Windows, Messages, SysUtils, Classes,

Graphics, Controls, Forms, Dialogs,
StdCtrls;

type
TForm1 = class(TForm)
Label1: TLabel;
Label2: TLabel;
Button1: TButton;
Button2: TButton;
Label3: TLabel;
Edit1: TEdit;
Edit2: TEdit;
procedure Button1Click(Sender: TObject);
procedure Button2Click(Sender: TObject);
procedure FormActivate(Sender: TObject);
private
{ Private declarations }
public
{ Public declarations }
end;

var
Form1: TForm1;

implementation
{$R *.DFM}

type
TPStudent=^TStudent; //указатель на тип TStudent

TStudent = record
f_name:string[20]; // фамилия
l_name:string[20]; // имя
next: TPStudent; // следующий элемент списка
end;

var
head: TPStudent; // начало (голова) списка

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
var
node: TPStudent; // новый узел списка
curr: TPStudent; // текущий узел списка
pre: TPStudent; // предыдущий, относительно curr, узел
begin
new(node); // создание нового элемента списка
node^.f_name:=Edit1.Text; // фамилия
node^.l_name:=Edit2.Text; // имя
// добавление узла в список
// сначала найдем подходящее место в списке для узла
curr:=head;
pre:=NIL;
{ Внимание!
если приведенное ниже условие заменить
на (node.f_name>curr^.f_name)and(curr<>NIL)
то при добавлении первого узла возникает ошибка времени
выполнения, так как curr = NIL и, следовательно,
переменной curr.^name нет!
В используемом варианте условия ошибка не возникает, так как
сначала проверяется условие (curr <> NIL), значение которого
FALSE и второе условие в этом случае не проверяется.
}
while (curr <> NIL)and(node.f_name > curr^.f_name) do
begin
// введенное значение больше текущего
pre:= curr;
curr:=curr^.next; // к следующему узлу
end;
if
pre = NIL
then
begin

// новый узел в начало списка
node^.next:=head;
head:=node;
end
else
begin

// новый узел после pre, перед curr
node^.next:=pre^.next;
pre^.next:=node;
end;

Edit1.text:='';
Edit2.text:='';
Edit1.SetFocus;
end;

procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject);
var
curr: TPStudent; // текущий элемент списка
n:integer; // длина (кол-во элементов) списка
st:string; // строковое представление списка
begin
n:=0;
st:='';
curr:=head;
while curr <> NIL do
begin
n:=n+1;
st:=st+curr^.f_name+' '+curr^.l_name+#13;
curr:=curr^.next;
end;
if n <> 0
then ShowMessage('Список:'+#13+st)
else ShowMessage('В списке нет элементов.');
end;

procedure TForm1.FormActivate(Sender: TObject);
begin
head:=NIL;
end;

end.

Процедура просматривает список от начала, сравнивая содержимое полей текущего узла с содержимым полей ввода диалогового окна. Если их содержимое совпадает, то процедура просит пользователя подтвердить удаление узла. Если пользователь нажатием кнопки ОК подтверждает, что узел должен быть удален, то процедура удаляет его. Если узла, который хочет удалить пользователь, в списке нет, программа выводит сообщение об ошибке.