Delphi для начинающих

         

Линия


Вычерчивание прямой линии осуществляет метод LinеТо, инструкция вызова которого в общем виде выглядит следующим образом:

Компонент.Canvas.LineTo(x,у)

Метод LinеТо вычерчивает прямую линию от текущей позиции карандаша в точку с координатами, указанными при вызове метода.

Начальную точку линии можно задать, переместив карандаш в нужную точку графической поверхности. Сделать

это можно при помощи метода MoveTo, указав в качестве параметров координаты нового положения карандаша.

Вид линии (цвет, толщина и стиль) определяется значениями свойств объекта Реп графической поверхности, на которой вычерчивается линия.

Довольно часто результаты расчетов удобно представить в виде графика. Для большей информативности и наглядности графики изображают на фоне координатных осей и оцифрованной сетки. В листинге 10.2 приведен текст программы, которая на поверхность формы выводит координатные оси и оцифрованную сетку (рис. 10.4).

Рис. 10.4. Форма приложения Координатная сетка

Листинг 10.2. Оси координат и оцифрованная сетка

unit grid_;

interface

uses

Windows, Messages, SysUtils, Classes,

Graphics, Controls, Forms, Dialogs, StdCtrls;

type

TForm1 = class(TForm)

procedure FormPaint(Sender: TObject);

private

{ Private declarations }

public

{ Public declarations }

end;

var

Form1: TForm1; implementation

{$R *.DFM}

procedure TForm1.FormPaint(Sender: TObject);

var

x0,y0:integer; // координаты начала координатных осей

dx,dy:integer; // шаг координатной сетки (в пикселах)

h,w:integer; // высота и ширина области вывода координатной сетки

х,у:integer;

lx,ly:real; // метки (оцифровка) линий сетки по X и Y

dlx,dly:real; // шаг меток (оцифровки) линий сетки по X и Y

cross:integer; // счетчик неоцифрованных линий сетки

dcross:integer;// количество неоцифрованных линий между оцифрованными

begin

х0:=30; у0:=220; // оси начинаются в точке (40,250)

dx:=40; dy:=40; // шар координатной сетки 40 пикселов

dcross:=1; // помечать линии сетки X: 1 — каждую;

// 2 — через одну;

// 3 — через две;

dlx:=0.5; // шаг меток оси X

dly:=1.0; // шаг меток оси Y, метками будут: 1, 2, 3 и т. д.

h:=200; w:=300;

with forml.Canvas do begin

cross:=dcross;

MoveTo(x0,v0); LineTo(x0,y0-h); // ось X

MoveTo(x0,y0); LineTo(x0+w, y0); // ось Y

// засечки, сетка и оцифровка по оси X

x:=x0+dx;

lx:=dlx;

repeat

MoveTo(x,y0-3);LineTo(x,yO+3); // засечка

cross:=cross-l;

if cross = 0 then // оцифровка

begin

TextOut(x-8,y0+5,FloatToStr(lx));

cross:=dcross ; end;

Pen.Style:=psDot;

MoveTo(x,y0-3);LineTo(x,y0-h); // линия сетки

Pen.Style:=psSolid;

lx:=lx+dlx;

x:=x+dx;

until (x>x0+w);

// засечки, сетка и оцифровка по оси Y

y:=y0-dy;

ly:=dly;

repeat

MoveTo(х0-3,у);LineTo(х0+3,у); // засечка

TextOut(х0-20,у,FloatToStr(1у)); // оцифровка

Pen.Style:=psDot;

MoveTo(х0+3,у); LineTo(x0+w,у); // линия сетки

Pen.Style:=psSolid;

y:=y-dy;

ly:=ly+dly; until (y<y0-h);

end;

end;

end.

Особенность приведенной программы заключается в том, что она позволяет задавать шаг сетки и оцифровку. Кроме того, программа дает возможность оцифровывать не каждую линию сетки оси х, а через одну, две, три и т. д. Сделано это для того, чтобы предотвратить возможные наложения изображений чисел оцифровки друг на друга в случае, если эти числа состоят из нескольких цифр.

Содержание раздела