Текст программы
После создания формы в окно редактора кода, в секцию implementation следует поместить описание глобальных констант (раздел const) и переменных (раздел var). Затем можно приступить к созданию процедур обработки событий.
Их в программе три: обработка события onActivate для стартовой формы, обработка события Onclick для командной кнопки Buttoni и процедура обработки события onclick — одна, общая для переключателей выбора ответа.
В листинге 15.1 приведен полный текст программы.
Листинг 15.1.
Программа тестирования
interface
uses
SysUtils, WinTypes, WinProcs, Messages, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs, StdCtrls, ExtCtrls;
type
TForm1 = class(TForm) // вопрос Label3: TLabel; // альтернативные ответы Label1: TLabel; Label2: TLabel; Label3: TLabel; Label4: TLabel;
// переключатели выбора ответа RadioButton1: TRadioButton; RadioButton2: TRadioButton; RadioButton3: TRadioButton; RadioButton4: TRadioButton;
Image1: TImage; // область вывода иллюстрации Button1: TButton; // кнопка Ok, Дальше
RadioButtonS: TRadioButton; // "служебная" кнопка
Panel1: ТPanel;
procedure FormActivate(Sender: TObject);
procedure ButtonlClick(Sender: TObject};
procedure RadioButtonClick(Sender: TObject); private
{ Private declarations } public
{ Public declarations } end;
var
Form1: TForm1; // форма
implementation
const
N_LEV=4; // четыре уровня оценки N_ANS=4; // четыре варианта ответов
var
f:TextFile;
fn:string; // имя файла вопросов
1evel:array[1..N_LEV] of integer; // сумма, соответствующая уровню mes:array[1.,N_LEV] of string; // сообщение, соответствующее уровню
score:array[1..N_ANS] of integer; // балл за выбор ответа
summa:integer; // набрано очков
vopros:integer; // номер текущего вопроса
n_otv:integer; // число вариантов ответа
otv:integer; // номер выбранного ответа
// вывод начальной информации о тесте procedure info(var f:TextFile;l:TLabel); var
s,buf:string; begin
buf:='';
repeat
readln(f,s); if s[l] <> '.'
then buf := buf + s+ ' '; until s[l] ='.'; l.caption:=buf; end;
// прочитать информацию об оценках за тест
Procedure GetLevel(var f:TextFile);
var
i:integer; buf:string;
begin // заполняем значения глобальных массивов i:=l; repeat
readln(f,buf); if buf[1] <> '.' then begin mes[i]:=buf; readln(f,level[i]); i:=i+1; end;
until buf[1]='.'; end;
// масштабирование иллюстрации
Procedure ScaleImage(Imagel:TImage);
var
w,h:integer; // максимально допустимые размеры картинки scaleX:real; // коэф. масштабирования по X scaleY:real; // коэф. масштабирования по Y scale:real; // общий коэф. масштабирования
begin
// вычислить максимально допустимые размеры картинки w:=Form1.ClientWidth-10; h:=Form1.ClientHeight
- Form1.Panel1.Height -5
- Form1.Label5.Top
- Form1.Label5.Height - 5; if Form1.Label1.Caption <> ''
then h:=h-Form1.Label1.Height-5; if Form1.Label2.Caption <> ''
then h:=h-Form1.Label2.Height-5; if Forml.Label3.Caption <> ''
then h:=h-Form1.Label3.Height-5; if Forml.Label4.Caption <> "
then h:=h-Form1.Label4.Height-5; // определить масштаб if w>Imagel.Picture.Bitmap.Width then scaleX:=l
else scaleX:=w/Imagel.Picture.Bitmap.Width; if h>Imagel.Picture.Bitmap.Height then scaleY:=l
else scaleY:=h/Image1.Picture.Bitmap.Height; if ScaleY<ScaleX
then scale:=scaleY else scale:=scaleX; // здесь масштаб определен
Image1.Top:=Form1.Label5.Top+Form1.Labels.Height+5; Image1.Width:=Round(Image1.Picture.Bitmap.Width* scale); Image1.Height:=Round(Image1.Picture.Bitmap.Height*scale); end;
// вывод вопроса на экран
Procedure VoprosToScr(var f:TextFile;frm:TForm1;var vopros:integer) var
i:integer; code:integer; s,buf:string;
ifn:string; // файл иллюстрации begin
vopros:=vopros+l ;
str(vopros:3,s) ;
frm. caption: = 'Вопрос' + s;
//выведем текст вопроса
buf:='';
repeat
readln(f, s) ;
if (s[l] <> '.') and (s[l] <>'\')
then buf:=buf+s+' '; until (s[l] ='.') or (s[l] = '\'); frm. labels.caption:=buf;
if s[1] <> '\'
then Form1.Image1.Tag:=0 else // к вопросу есть иллюстрация begin
Form1.Image1.Tag:=1;
if n:=copy(s,2,length(s));
try
Form1.Image1.Picture.LoadFromFile(ifn) except
on E:EFOpenError do
frm.tag:=0; end; // try end;
// читаем варианты ответов
i:=l;
repeat
buf: = ";
repeat // читаем текст варианта ответа readln(f,s); if (s[1]<>'. ') and (s[l] о ', ')
then buf:=buf+s+' '; until (s[l]=',')or(s[1]='.'); // прочитан альтернативный ответ val(s[2],score[i],code); case i of
1: frm.Label1.caption:=buf; 2: frm.Label2.caption:=buf; 3: frm.Label3.caption:=buf; 4: frm.Label4.caption:=buf; end;
until s[l]='.';
// здесь прочитана иллюстрация и альтернативные ответы // текст вопроса уже выведен
if Forml.Image1.Tag =1 // есть иллюстрация к вопросу then begin
Scalelmage(Form1.Image1); Form1.Image1.Visible:=TRUE; end;
// вывод альтернативных ответов if Form1.Label1.Caption <> " then begin
if Forml.Image1.Tag =1
then frm.Label1.top:=frm.Imagel.Top+frm.Image1.Height+5 else frm.Label1.top:=frm.Label5.Top+frm.Labels.Height+5; frm.RadioButton1.top:=frm.Label1.top; frm.Labell.visible:=TRUE; frm.RadioButton1.visible:=TRUE; end;
if Forml.Label2.Caption <> " then begin
frm.Label2.top:=frm.Label1.top+ frm.Label1.height+5; frm.RadioButton2.top:=frm.Label2.top; frm.Label2.visible:=TRUE; frm.RadioButton2.visible:=TRUE; end;
if Forml.Label3.Caption <> '' then begin
frm.Label3.top:=frm.Label2.top+ frm.Label2.height+5; frm.RadioButtonS.top:=frm.Label3.top; frm.Label3.visible:=TRUE; frm.RadioButtonS.visible:=TRUE; end;
if Forml.Label4.Caption <> '' then begin
frm.Label4.top:=frm.Label3.top+ frm.Label3.height+5; frm.RadioButton4. top:=frm.Label4.top;
frm.Label4.visible:=TRUE; fm.Rad±o8utton4.vis:tble:=TRUE] end; end;
Procedure ResetForm(frm:TForml); begin
// сделать невидимыми все метки и переключатели
frm.Label1.Visible:=FALSE;
f rm.Label1.caption: ='';
frm.Label1.width:=frm.ClientWidth-frm.Label1.left-5;
frm.RadioButtonl.Visible:=FALSE;
frm.Label2.Visible:=FALSE;
frm.Label2.caption:='';
frm.Label2.width:=frm.ClientWidth-frm.Label2.left-5;
frm.RadioButton2.Visible:=FALSE;
frm.Label3.Visible:=FALSE;
frm.Label3.caption:='';
frm.Label3.width:=frm.ClientWidth-frm.Label3.left-5;
frm.RadioButton3.Visible:=FALSE;
frm.Label4.Visible:=FALSE;
frm.Label4.caption:='';
frm.Label4.width:=frm.ClientWidth-frm.Label4.left-5;
f rm.RadioButton4.Visible:=FALSE;
frm.Label5.width:=frm.ClientWidth-frm.Labels.left-5;
frm. Image1.Visible:=FALSE; end;
// определение достигнутого уровня procedure Itog(summa:integer;frmrTForml); var
i:integer; buf:string; begin
buf: = ";
str(summa:5,buf);
buf:='Результаты тестирования'+chr(13)
+'Всего баллов: '+buf; i:=1; while (summa < level[i]) and (i<N_LEV) do
i:=i+l;
buf:=buf+chr(13)+mes[ i ] ; frm.Labels.caption:=buf; end;
{$R *.DFM}
procedure TForm1.FormActivate(Sender: TObject); begin
ResetForm(Form1); if ParamCount = 0 then begin
Labels.caption:= 'He задан файл вопросов теста.'; Button1.caption: ='Ok' ; Button1.tag:=2; Button1.Enabled:=TRUE end else begin
fn := ParamStr(1); assignfile(f,fn); {$I-} reset(f);
{I+}
if IOResult=0 then begin
Info(f,Label5); // прочитать и вывести информацию о тесте GetLevel(f); // прочитать информацию об уровнях оценок end; end; end;
procedure TForml.ButtonlClick(Sender: TObject); begin
case Button1.tag of 0: begin
Buttonl.caption:='Дальше'; Buttonl.tag:=1; RadioButtonS.Checked:=TRUE; // вывод первого вопроса Buttonl.Enabled:=False; ResetForm(Form1); VoprosToScr(f,Forml,vopros} end;
1: begin // вывод остальных вопросов summa:=summa+score[otv]; RadioButtonS.Checked:=TRUE; Button1.Enabled:=False; ResetForm(Form1); if not eof(f)
then VoprosToScr(f,Forml,vopros) else
begin
suima: =summa+score [otv] ; closefile(f); Buttonl.caption:='Ok'; Form1.caption: ='Результат'; Button1.tag:=2; Button1.Enabled:=TRUE; Itog(summa,Forml); end; end; 2: begin // завершение работы
Forml.Close; end; end; end;
procedure TForm1.RadioButtonClick(Sender: TObject); begin
if sender = RadioButtonl then otv:=l
else if sender = RadioButtonl then otv:=2
else if sender = RadioButton3 then otv:=3 else otv:=4; Buttonl.enabled:=TRUE; end;
end.
После запуска программы и вывода на экран стартовой формы происходит событие onActivate. Процедура FormActivate сначала вызывает процедуру ResetForm, которая, присваивая значение False свойству visible, делает невидимыми поля вывода альтернативных ответов и переключатели. Аналогично делается невидимой область иллюстрации. Кроме того, процедура устанавливает максимально возможную ширину полей меток альтернативных ответов.
После очистки формы проверяется, указан ли при запуске программы параметр — имя тестового файла.
Если параметр не указан (значение paramCount в этом случае равно нулю), то присвоением значения свойству caption метки Label5 выводится сообщение: Не задан файл вопросов теста И свойству Tag кнопки Button1 присваивается значение 2(Button1.Tag:=2;)
Если параметр задан, то открывается файл теста.
Программа тестирования получает имя файла теста как результат функции Paramstr(l). Реализация программы предполагает, что если имя файла теста задано без указания пути доступа к нему, то файл теста и файлы с иллюстрациями находятся в том же каталоге, что и программа тестирования. Если путь доступа указан, то файлы с иллюстрациями должны находиться в том же каталоге, что и файл теста. Такой подход позволяет сгруппировать все файлы одного теста в одном каталоге.
Открывается файл теста обычным образом. Сначала обращением к процедуре AssignFile имя файла связывается с файловой переменной, а затем вызывается инструкция открытия файла для чтения.
После успешного открытия файла вызывается процедура info, которая считывает из файла информацию о тесте и выводит ее присваиванием прочитанного текста свойству Caption поля метки Labels.
Затем вызывается процедура GetLevei, которая считывает из файла теста информацию об уровнях оценки. Эта процедура заполняет массивы level И mes.
После вывода информационного сообщения программа ждет, когда пользователь нажмет кнопку OK (Button1).
Командная кнопка Buttoni используется для:
- аварийного завершения работы
приложения (в случае, если не задано имя файла теста);
- начала тестирования (после прочтения информационного сообщения);
- перехода к следующему вопросу
(после выбора одного из ответов);
- завершения работы программы (после
прочтения результатов тестирования).
После вывода информации о тесте значение свойства Tag кнопки Button: равно нулю. Поэтому в результате первого щелчка на кнопке Buttoni выполняется та часть программы, которая обеспечивает вывод первого вопроса, замену находящегося на кнопке текста ОК на текст Дальше, и устанавливает в выбранное состояние переключатель RadioButton5, который закрыт панелью и поэтому не виден пользователю. Кроме того, присваиванием значения False свойству Enabled кнопка Buttoni делается недоступной, тем самым блокируется переход к следующему вопросу до тех пор, пока не будет выбран один из ответов. Значению свойства Button1.Tag присваивается единица, тем самым выполняется подготовка к обработке следующего щелчка кнопки Button1.
После выбора ответа и нажатия кнопки Дальше (Buttoni) (в этом случае значение свойства Button1.Tag равно единице) к набранной сумме баллов добавляется количество баллов за выбранный ответ. Затем, если не достигнут конец файла, вызывается процедура вывода очередного вопроса. Если достигнут конец файла, то сначала закрывается файл теста, изменяется текст на кнопке Buttoni и значение Button1. Tag, а затем посредством процедуры Itog выводятся результаты тестирования.
Если значение Button1.Tag равно двум, то применением метода close к форме Form1 закрывается окно программы, в результате чего программа завершает работу.
Вывод вопроса и альтернативных ответов выполняет процедура VoprosToScr. Сначала процедура увеличивает счетчик вопросов vopros и присвоением значения свойству Caption формы выводит номер текущего вопроса в заголовок окна. Затем процедура читает строки из файла теста до тех пор, пока первым символом очередной прочитанной строки не будет точка или "обратная наклонная черта".
После вывода текста вопроса делается проверка: какой символ используется в качестве признака конца вопроса. Если обратная наклонная черта, что свидетельствует о том, что к вопросу есть иллюстрация, то свойству Form1.image1.Tag присваивается единица и из прочитанной строки выделяется имя файла иллюстрации.
Загрузка иллюстрации осуществляется применением метода LoadFromFile к свойству image1. Picture. Однако после загрузки иллюстрация на экране не появляется, так как значение свойства Image1. visible равно False.
После считывания иллюстрации процедура считывает вопросы. После обработки последнего вопроса, если была загружена иллюстрация, вызовом процедуры ScaleImage вычисляется и устанавливается размер области иллюстрации. После этого установкой значения свойства Imagel.Top задается положение верхней границы области иллюстрации, а присваиванием значения True свойству image1. visible иллюстрация делается видимой.
Так как количество символов в тексте вопроса и число альтернативных ответов от вопроса к вопросу могут меняться, и, следовательно, на экране они могут занимать разное количество строк, то каждый раз перед выводом текста очередного ответа устанавливается значение свойства тор как расстояние от нижней границы предыдущего альтернативного ответа. Для поля вывода первого альтернативного ответа (Label) значение тор вычисляется от нижней границы поля вопроса (Labels) или, если к вопросу есть иллюстрация, от нижней границы поля иллюстрации (imagei).
Выбор ответа пользователь осуществляет щелчком одного из переключателей. После вывода вопроса ни один из переключателей, соответствующих альтернативному ответу, не является выбранным. Выбран только переключатель RadioButtonS, который находится за панелью Panel1 и поэтому не виден пользователю.
Для обработки события onclick переключателей RadioButton1,
RadioButton2, RadioButton3 и RadioButton4 В Программе используется общая процедура— TForm1.RadioButtonciick. Эта процедура получает в качестве параметра объект, на котором произошло событие. Сравнивая полученное значение с именами объектов-кнопок выбора, процедура присваивает значение глобальной переменной otv, которая используется процедурой VoprosToScr для увеличения набранной суммы баллов. Кроме того, процедура TForm1.RadioButtonClick делает доступной кнопку перехода к следующему вопросу (Buttonl), которая после вывода очередного вопроса недоступна.
Процедура Itog, сравнивая набранную сумму баллов summa со значением элементов массива level, определяет, какого уровня достиг испытуемый, и выводит соответствующее сообщение присвоением значения свойству
Label5.Caption.